Съезд руководителей коррекционных школ 12-13 марта 2024г.

В Москве начал работу Съезд коррекционных школ 12 марта в г. Москве состоялось открытие Съезда руководителей коррекционных школ. Организатором этого масштабного мероприятия выступило Министерство просвещения Российской Федерации, оператором Съезда стал ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики». Участниками Съезда стали представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, а также руководители и заместители руководителей коррекционных школ. Первый день работы Съезда собрал более 600 делегатов из 75 регионов Российской Федерации. С приветственным словом к гостям обратилась заместитель директора Департамента в сфере защиты прав детей Ю.М. Сачко. Юлия Михайловна отметила важность проводимых мероприятий Министерства совместно с ИКП, в частности достижения мероприятий проекта «Доброшкола» Национального проекта «Образование», и рассказала о запущенном мониторинге коррекционных школ, который позволит создать общую базу всех специальных учреждений РФ. Собравшихся руководителей образовательных организаций поприветствовали представители МПГУ ‒ директор Института детства МПГУ, заведующая кафедрой логопедии, д.пед.н. А.А. Алмазова и декан дефектологического факультета Института детства, профессор кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики, к.пед.н. Е.В. Кулакова. Студенты дефектологического факультета рассказали о проекте «Выездная практика», который реализует МПГУ совместно с Институтом коррекционной педагогики. В 2023 году в течение двух недель обучающиеся работали по специальной программе на базе образовательных организаций Республики Башкортостан, Ямало-Ненецкого автономного округа и Республики Татарстан. Работа Съезда продолжилась мастер-классом, который провела директор ИКП, д.пед.н., член-корреспондент РАО Т.А. Соловьева. Татьяна Александровна поделилась с участниками мероприятия алгоритмами принятия обоснованных управленческих решений в образовательных организациях, предложила делегатам обсудить актуальные проблемы управления специальным образованием. На состоявшейся далее Экспертной сессии «Вопросы разработки и реализации адаптированных образовательных программ на основе обновленных федеральных требований» экспертами выступили специалисты ИКП, разработчики федеральных адаптированных программ: заведующая лабораторией образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития, д.психол.н. Н.В. Бабкина, заведующая лабораторией образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями развития, к.пед.н. А.Я. Абкович, старший научный сотрудник лаборатории психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями, к.пед.н. Т.Ю. Бутусова, ведущий научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи, к.пед.н. О.Е. Грибова и и.о. заведующего лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями зрения О.Г. Болдинова. Делегатам была предоставлена возможность получить ответы на волнующие их вопросы в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. 2-й день Съезда продолжится 13 марта на площадке 57 Павильона ВДНХ в рамках Международной выставки-форума «Россия».
В Москве завершил работу Съезд руководителей коррекционных школ 13 марта в Москве состоялся второй день работы Съезда руководителей коррекционных школ. Мероприятие проходило на площадке «Знание. Лекторий» в павильоне 57 ВДНХ в рамках Международной выставки-форума «Россия». В работе Съезда приняло участие более 600 человек из числа представителей региональных органов исполнительной власти в сфере образования, руководителей, заместителей руководителей образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы, из 75 субъектов Российской Федерации. К онлайн-трансляции присоединилось более 3500 человек. Заместитель Министра просвещения Российской Федерации Д.Е. Грибов направил видеоприветствие участникам мероприятия. В своем выступлении Денис Евгеньевич отметил, что сегодня перед коррекционными школами стоит общая задача ‒ организовать не просто качественное, но и профессионально-ориентированное образование. «Нам важно, чтобы выпускники после школы получили востребованную на рынке труда профессию и смогли в ней успешно себя реализовать», ‒ заявил заместитель министра. Он пожелал участникам продуктивной работы и выразил надежду, что новые опыт и знания, полученные в ходе работы Съезда, найдут отражение в их профессиональной деятельности. Свое приветственное слово участникам мероприятия направил депутат Государственной Думы Российской Федерации О.Н. Смолин. Олег Николаевич подчеркнул, что в нашей стране проводится активная работа, направленная не только на поддержку обучающихся с особыми образовательными потребностями, но и на педагогов, которые работают с ними. В рамках церемонии открытия Съезда к присутствующим обратилась Е.Ю. Клочко, председатель Совета Всероссийского организации родителей детей-инвалидов. В своем выступлении она отметила не только значимость развития системы коррекционных школ в стране, но и тот бесценный опыт, которым они обладают в части обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и/или с инвалидностью. Пленарное заседание открылось докладом Л.П. Фальковской, директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации. Лариса Павловна рассказала участникам о реализации государственной политики в сфере развития сети коррекционных школ. Представила данные об изменении контингента детей, которые обучаются инклюзивно и в коррекционных школах. Познакомила участников с результатами реализации Федерального проекта «Современная школа» Национального проекта «Образование», в рамках которого было оснащено 900 коррекционных школ: оборудованы мастерские для занятий по предмету «Технология», помещения для психолого-педагогического сопровождения и коррекционной работы, для организации общего и дополнительного образования. Важной темой, которую в своем докладе затронула Лариса Павловна, стало обсуждение Проекта федерального закона «О внесении изменений в ФЗ «Об образовании», который был внесен Правительством РФ в Государственную Думу РФ 8 декабря 2023 г. С докладом «О результатах реализации проекта Школа Минпросвещения России в 2023 году и задачах на 2024 год» выступила О.Н. Суханова, заместитель директора Института реализации государственной политики и профессионального развития работников образования ФГАОУ ВО «Государственный университет просвещения». Ольга Николаевна подробно рассказала об основных направлениях и ключевых условиях реализации проекта, познакомила участников с разработанными Институтом стратегии развития образования «Настольными книгами директора» и пригласила делегатов Съезда присоединиться к Проекту. Работу Пленарного заседания завершила директор ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики», д.пед.н., член-корреспондент РАО Т.А. Соловьева. Татьяна Александровна представила актуальные разработки Института в части научно-методических пособий для родителей и специалистов, специальных учебников для обучения детей различных нозологических групп, практики организации дистанционного обучения детей с ОВЗ.
3
7604:23
Директор ИКП рассказала о проектах, реализуемых Институтом, в числе которых: навигатор коррекционной помощи семье с ребенком с нарушенным слухом, глоссарий финансовых терминов для лиц с ОВЗ и инвалидностью и др. Т.А. Соловьева поделилась опытом ИКП в области организации выездной практики будущих дефектологов в субъекты Российской Федерации, отметив, что в первый день работы Съезда на площадке ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» делегатов подробно познакомили с программой ее непосредственные участники ‒ студенты МПГУ. Также Татьяна Александровна рассказала о реализации проекта «Теледефектология» и об организации сотрудничества между Институтом коррекционной педагогики и отдельными образовательными организациями, реализующими адаптированные образовательные программы. После перерыва состоялась дискуссионная площадка «Новые задачи развития образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ и роль коррекционных школ в их решении», работу которой модерировали заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации Ю.М. Сачко и Т.А. Соловьева. В дискуссии приняли участие Д.Ю. Алексеевских, начальник отдела образования и трудоустройства Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих», А.И. Коняев, вице-президент Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское Ордена Трудового Красного Знамени общество слепых», А.В. Хаустов, директор Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», А.В. Веретенникова, начальник отдела адаптации и интеграции лиц с особенностями психофизического развития Министерства образования Республики Беларусь, Л.Г. Денисевич, директор ГУО «Специальная школа №1 г. Бреста» (Республика Беларусь), К.А. Овчаренко, руководитель структурного подразделения «Технологический центр дополнительного образования и профессионального обучения «ТехноГрад64» ГАОУ Саратовской области «Центр образования «Родник знаний», А.М. Царев, директор ГБОУ Псковской области «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения». Предметом обсуждения стали вопросы ресурсного обеспечения инклюзивных образовательных процессов для лиц с инвалидностью и ОВЗ в региональных системах образования, плюсы и минусы обучения и воспитания в коррекционной школе с точки зрения специалистов, родителей и учащихся, условия для повышения качества образования, социализации и интеграции обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в общество, новые модели профессиональной ориентации и обучения в коррекционной школе, необходимые меры государственной поддержки для коррекционных школ. Работу официальной части Съезда завершила Дискуссионная площадка «Директор коррекционной школы: руководитель, специалист, наставник». Модераторами выступили Ю.М. Сачко, Ю.О. Филатова, заведующий лабораторией развития высшего специального (дефектологического) образования Центра развития инклюзивного образования РАО, директор Учебно-научного центра междисциплинарных исследований в специальном и инклюзивном образовании Института детства ФГБОУ ВО «МПГУ», А.Д. Вильшанская, директор ГКОУ города Москвы «Школа №2124 «Центр коррекции и развития», председатель Ассоциации инклюзивных школ. Спикерами дискуссионной площадки стали Г.В. Крюков, исполнительный директор Межрегионального союза дефектологов, директор ГАУ ЯНАО «Региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи», П.А. Суворов, директор ГКОУ города Москвы «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 2», А.М. Габдрахманов, директор ГБОУ «Уфимская коррекционная школа №138 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», А.Я. Цечоев, директор ГБОУ «Центр непрерывного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья», И.Ф. Токарева, директор ГОУ «Бирская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ТНР».
В ходе дискуссии участники обсудили такие актуальные для специального образования проблемы, как привлечение опытных педагогов в коррекционную школу, улучшение статуса профессии учителя, внедрение наставничества, роль профессиональных общественных организаций в поддержке образовательной системы для учащихся с особыми потребностями, взаимодействие с родительскими организациями, возможности расширения сотрудничества с медицинскими учреждениями, социальными службами, а также учреждениями культуры и спорта и др. По итогам работы Съезда делегаты внесли ряд конструктивных предложений, которые будут учтены при составлении итоговой резолюции.